Конспект занятия «Все равно тебе водить». Малые формы детского фольклора.

folklor-scenariy-001Занятие «Все равно тете водить» посвящено малым формам детского фольклора: потешкам, загадкам, дразнилкам, считалками и т.д. А также русским народным играм. Конспект может стать как основой занятия в детском саду, так и частью массового праздника по народной тематике.

Общая продолжительность занятия – 35-40 минут. Но вы можете сократить или увеличить это время добавив или убрав какие-то игры. Занятие может быть интересно для детей от 4 до 7 лет. Занятие всегда проходило весело, активно и немного шумно – игры все-таки. Ребятам нравилось.

Мы проводили мероприятие в помещении, но с не меньшим, а может и большим успехом можно тоже самое устроить и на улице. Особенно в теплое время года – с поздней весны до ранней осени.

Это занятие по малым формам фольклора проводилось в рамках цикла «В гостях у бабушки Варвары» для детских садов. Еще два занятия из этого цикла: «Русские сказки» и «Кукольный теремок»

Цели и задачи. Конспект занятия «Все равно тебе водить» по малым формам детского фольклора.

Цель:

Формировать у детей интерес к русской культуре.

Задачи:

Знакомить с русскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора;

Знакомить с русскими народными играми;

Расширять словарный запас детей;

Развивать память, внимание;

Развивать логическое мышление;

Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре;

Формировать навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.

Конспект занятия «Все равно тебе водить». Малые формы детского фольклора.

Встречаю детей в холле, здороваюсь, помогаю раздеться.

Здравствуйте ребята! Здравствуйте добры молодцы да красны девицы!

Я бабушка Варвара. А вы сегодня мои гости дорогие. Знаю я много сказок-присказок, шуток прибауток, загадок да игр. Хочу с вами поделиться. Чтоб скучно нам не было.

Сегодня мы с вами отправимся в дали дальние. Но не в тридевятое царство тридесятое государство, а отправимся мы путешествовать во времени, полетим в старую старину. И узнаем мы с вами как жили-поживали да во что играли наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки, когда малыми детками были – вот такими, как вы сейчас.

Приглашаю вас, гости дорогие, на деревенские посиделки.

Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь-дорогу пора!

Веду детей в зал, ребята рассаживаются на стулья.

Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Вот и прибыли мы на место. Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?

А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?

Ребята загадывают загадки и отгадывают их.

Ах, какие молодцы, ребята!

А теперь мои мудреные загадки попробуйте разгадать.

Сначала попроще загадаю. Отгадать не сложно. Отгадки будем хором говорить.

Читая детям стихотворение Е. Каргановой с окончаниями-рифмовками:

Оля   весело бежит

К речке по дорожке.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ножки).

Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!

Оля   ягодки   берет

По две, по   три   штучки.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ручки).

А теперь все ребятки ручками похлопаем.

Оля слушает в лесу,

Как   кричат   кукушки.

А для этого нужны

Нашей   Оле   …   (ушки).

Покажем, где у нас ушки.

Оля ядрышки   грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (зубки).

Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (глазки).

Покажем, где у наших деток глазки.

 folklor-scenariy-002

С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:folklor-scenariy-003

Печка. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

А эти вещи и раньше были, и сейчас в каждом доме есть:folklor-scenariy-004

Часы. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклораfolklor-scenariy-005

Подушка Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклораfolklor-scenariy-006

Иголка и нитка.folklor-scenariy-007

Ложки. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

 

А раз ложки у нас появились, то теперь и о еде поговорить можно. Что за еда такая:folklor-scenariy-009

Пирог. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклораfolklor-scenariy-010

Молоко. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

 Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану…)

Потешки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

А еще на молоке варят кашу. И мы сейчас с вами тоже будем кашу варить. Вернее, не варить, а помогать сороке. Знаете, такую детскую забаву? Ну-ка приготовили ладошки.folklor-scenariy-011

Провожу с детьми пальчиковую игру-потешку «Сорока»:

(пальцем левой руки совершаем круговые движения по ладоне правой)

- Сорока-белобока, где была?

- Далеко. Кашку варила, деток кормила

(загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого)

Этому дала, он воду носил. (большой палец)

Этому дала, он дрова рубил (указательный)

Этому дала, он печку топил (средний)

Этому дала, он кашу варил(безымянный)

(обхватываем большим и указательным пальцами левой руки мизинец правой и встряхиваем его)

А этому не дала: он воды не носил, дров не рубил,

Печку не топил, кашу не варил!

Ребята, а почему не дала сорока каши мизинчику?

Правильно она поступила?

Что надо ему сделать чтобы в следующий раз каша ему досталась?

 Игра-потешка про сороку-белобоку – для ребятишек маленьких. А ребята постарше, чтоб показать свою ловкость играли вот в какую игру. Называлась она Малечина — калечина

Игра «Малечина-клечина». Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-калечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?folklor-scenariy-012

Вызываю добровольцев по три-четыре человека. Провожу игру.

Считалки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?

Слушаю ответы детей.

Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем – ты води!

Давайте с вами выучим такую считалку.

Хором разучиваем с детьми считалку.

Теперь считалку мы выучили, можно выбирать ведущего и играть. Пойдемте, ребята.

Ребята выходят, становятся в круг. Считалкой выбираем двух водящих. Проводим игру «Колечко с лентой»

Игра колечко с лентой. Конспект занятия по малым формам детского фольклораfolklor-scenariy-013

Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.

Игру повторяем несколько раз.

Молчанки и голосянки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Дети стоят в кругу.

А теперь поиграем в такую игру. Называется она «Молчанка».

Я скажу:

Первенчики, червончики.

 Зазвенели бубенчики.

 По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

 Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Я буду старается вас рассмешить. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он должен платить штраф. Должен спеть сплясать или стих нам рассказать. Все приготовились?

Провожу игру 2-3 раза.

А теперь наоборот молчать не надо. Игра называется гососянка. Я скажу слова:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того укусит оса-а-а-а-а-а!

И нужно как можно громче и, главное дольше тянуть последний звук. Попробуем?

Провожу игру 2- 3 раза на разные звуки:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того съедят комары-ы-ы-ы!

 Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того посадим в лужу-у-у-у!

Хорошо, ребята голосите, громко!

Но игры не только развлекали раньше сельских ребятишек. Они помогали им узнать о том, как работают взрослые. Вот в такую игру мы с вами сейчас поиграем. Игра эта называется «Как сеют мак»

Игра-имитация «Как сеют мак».

Ребята, вы знаете, что такое мак? Правильно, растение.folklor-scenariy-015

(показываю картинку с изображением цветка мака).

А когда мак отцветет и созреет, из его коробочки достают зернышки и пекут с ними вкусные булки. Вот такиеfolklor-scenariy-016

 (показываю изображение или муляж булки с маком).

Но чтобы мак вырос за ним, как и за любым растением надо ухаживать: надо его посеять, прополоть, собрать, а уже потом есть. И сейчас мы с вами все это будем делать. Я буду показывать движения под песенку, а вы за мной повторять. Готовы? Тогда начинаем!

folklor-scenariy-017Игра «Как сеют мак». Конспект занятия по малым формам фольклора.

Провожу игру- имитацию «Как сеют мак»:

Как сеют мак? Как сеют мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как полют мак? Как полют мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как берут мак? Как берут мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как едят мак? Как едят мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Заклички и приговоры. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

После проведения игры все возвращаются на свои места, рассаживаются.

Но чтобы урожай получить на славу, чтоб уродился и горох, и репка, и петрушка, и морковь, и пшеница для пирога и пшено для каши, нужно было не только ухаживать за полем и огородом. Еще нужна хорошая погода. Чтоб дождичек вовремя и солнышко вовремя.

Наши предки пытались приманить, закликать дождик и солнышко. Так появились стихи-заклички. Давайте и мы с вами попробуем. Вот, смотрите, у нас светит солнышко (на декорации прикреплено изображение солнечного диска). А пора огород поливать. Давайте позовем дождик. Для дождика была, например, такая закличка:

Падай, дождь,

На бабкину рожь,

На дедову пшеницу,

На сестрин лен,

Поливай ведром!

А вот еще закличка для дождика:

Дождик, дождик пуще лей,

На меня и на друзей.

Давайте выучим с вами эту закличку разучим и позовем дождик. Разучиваем с ребятами закличку.

Молодцы, хорошо получается. А еще раньше, чтобы закликать дождик свистели вот в такие свистульки. (показываю свистульки, демонстрирую, как они свистят).

Даю трем детям свистульки, с остальными хором «закликаем» дождик. Меняю декорацию солнца на тучку с дождем.

Читаю стихотворение А.Н. Майкова:

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

- Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Вот, ребята, у нас и получилось с вами закликать дождик. Он полил все растения: и цветы и травку и деревья. А теперь нам опять хочется солнышка, чтоб побегать, поиграть, порезвиться! Давайте позовем солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Вместе с детьми разучиваем закличку и «зовем» солнышко. Меняю декорацию тучи на солнышко.

Солнышко выглянуло, и, смотрите, кто появился. (показываю детям божью коровку). Кто это ребята? Правильно, это божья коровка. Раньше верили, что она может долететь до неба и передать Богу просьбу. Вот и говорили:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Давайте попробуем тоже попробуем загадать желания и попросить у божьей коровки, чтобы они исполнились. Загадывайте про себя желания. А теперь давайте все хором скажем:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Хором с ребятами повторяем приговор про божью коровку.

Надеюсь, божья коровка исполнит все ваши желания. А теперь поговорим о веселых стихах-шутках.

Поддевки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Назывались такие стихи поддевки. Ими старались поддеть, обхитрить своего товарища. Но делали это весело, незлобно, и никто не обижался. Вот, например, какая поддевка.folklor-scenariy-014

Обращаюсь к одному из детей:

- Скажи: лук.

- Лук.

- По лбу стук!

Обращаюсь к другому:

- Скажи: оса.

- Оса.

- Хвать тебя за волоса!

Прошу третьего:

- Скажи: муха.

- Муха.

- Хвать тебя за ухо!

Вот такие вот стишки-шутки, словесные игры.

 Обобщающая беседа. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Что ж, ребята, время незаметно пролетело. Пора нам в обратный путь. Пора прощаться. Понравились вам русские игры, стишки, заклички?

Помните, какую считалочку мы с вами выучили?

А, чтобы «вызвать» дождик и солнышко какие стишки мы с вами читали? Как они называются?

А в какие игры поиграли?

Молодцы, ребята, все запомнили!

А теперь, давайте на прощанье, еще в одну веселую игру поиграем.

Провожу заключительную подвижную русскую игру. Обычно, это была игра «Золотые ворота»

Вывожу детей из зала, помогаю одеться, прощаюсь, провожаю.folklor-scenariy-018

Завершающая игра «Золотые ворота» Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Поиск по сайту

Рубрики

Наша группа ВКонтакте

Последние публикации

Домовята купить

Неразлучники — свадебная кукла

Берегиня дома

Куколки на счастье.

Солнечный конь от 100р